Энциклопедия:
Журналист
Оксана Силантьева
Silamedia
Мне нравится:

— Как должны меняться медиа? Что нужно делать, чтобы соответствовать запросу?

— Я бы не меняла журналистов. С журналистами, которые сейчас есть, хороший редактор сделает отличный продукт. Они знают ньюсмейкеров, они знают источники информации. У них наработанные связи, мобильные телефоны. Они в два часа ночи могут позвонить нужному человеку и задать нужный вопрос.

Вопрос в том, что эта компетенция не востребована. Потому что бизнес-процесс построен на переписывании пресс-релизов. Опыт старой школы — внимание к деталям — сейчас просто не передается, потому что интернет = молодость, а молодость = незнание этих мелочей. Даже нет представления о том, что старая школа существует и что можно кого-нибудь пригласить.

В результате, проблема региональных журналистов — в отсутствии менеджеров и редакторов. Как только появляется человек, который управляет и контентом, и сотрудниками, все становится хорошо: продукт продается, он популярен и интересен, его заметили на рынке. Ни рыба, ни мясо во главе — ни рыба, ни мясо в продукте.

— Справляются ли региональные вузы с подготовкой специалистов?

— Если честно, сейчас есть хорошая поросль преподавателей, которые и сами могут работать, и учить умеют, и при этом мотивацию еще не потеряли. Они даже партнерские проекты делают. В этом смысле есть люди, которые позволяют оптимистично смотреть в будущее.

Что я могу сказать в защиту региональных вузов. Подготовка журналистов, как вузовская специальность, никакого отношения к отрасли не имеет. Есть Министерство образования, его стандарты учебных планов, учебно-методических комплексов — это никак не помогает реальной подготовке.

Все зависит от мотивации конкретного преподавателя. Если ему важно, чтобы из его мастерской выходили студенты, которых уже на втором курсе берут на работу продюсерами, — он подготовит таких студентов. Это вопрос его репутации как преподавателя. Если у нет такой амбиции, вы пришли отчитать «Страны мира», учебник 1988 года, отрасль на вас никак не повлияет.

— Региональные медиа возьмут на работу человека без профильного образования?

— Возьмут. Прекрасный пример, главный редактор информационного вещания в большой телекомпании — человек с математическим образованием. Прекраснейший редактор. Потому что для математиков важна логика, причина, следствие. Есть толковые историки, хорошие социологи.

На самом деле регионы вообще не привязаны к диплому. Когда они говорят, что кадров не хватает, сразу ответ: «журфак плохо готовит». Это нелогично, потому что из журфака к ним приходит 30%, а из остальных мест, и с улицы в том числе, — 70%. И за два месяца можно интенсивом подготовить неплохого редактора сайта, новостника. Можно взять с улицы, к примеру, биолога, генетика и поделиться с ними мастерством. Но у нас как? Либо научись сам как-нибудь, либо иди и годами учись в вузе.

Пробуем сейчас учить через соревнования. У нас есть «Мультимедийные мы», когда люди соревнуются делать проект и в рамках этого проекта получают обратную связь от эксперта. Идет обучение в процессе делания. И вот «Кубок» мы сейчас запустили. Если «Мультимедийные мы» — командная работа, редакция соперничает с редакцией, то в «Кубке» индивидуал против индивидуала.

— Журналистика — это престижно, это интересно, это нужно? Как считают в регионах?

— Имидж журналиста в регионе зависит, скорее, не от журналиста, а от общества — по каким законам оно живет. То есть это история про то, как в обществе принято относиться к учителю, библиотекарю, директору школы, журналисту и так далее. А потом из этого общества в журналистику приходят люди, соответствующие этим ожиданиями. И конечно, есть вклад самого журналиста и самих редакторов, либо они не оправдают надежд, либо еще там продержатся.

 

Мне нравится:
Другие статьи на тему
  
Журналист