Энциклопедия:
Деньги
Виктор Саксон
Rambler.ru
Мне нравится:

— На чем медиа могут сегодня зарабатывать?

— Давай посмотрим на рынок. Что происходит с дисплейной рекламой? Есть так называемые бутиковые СМИ, например «Ведомости». Они могут называть практически любую цену на медийную рекламу — и всегда будут «вишенками на торте» в медиаплане. Для большинства рекламодателей это важно, потому что дает возможность показать свой бренд рядом с другим сильным брендом. Но таких изданий немного.

Другие медиа пытаются выживать в рамках терминов, принятых в отрасли, — охватности, эффективности, эффективного CPM... И тут оказывается, что вход на рынок очень низкий, а СМИ — дело затратное, в отличие от, например, платформы. Создание контента для того, чтобы разместить в нем медийную рекламу, если ты не бутик, а просто СМИ, практически невозможно. И СМИ, особенно нишевые, часто находятся на грани выживания.

— Нишевые СМИ могут работать по подписке.

— В одной лекции я собрал на слайде все подписные модели, которые только могут быть. Их около дюжины, там есть разные полюса. Мы как думаем? Платный контент — это когда пользователь платит за него. На самом деле — ничего подобного. Часто платный контент сам по себе платный, потому что вы, как минимум, заплатили за интернет и потом еще за баннеры, за их просмотры. Более понятная модель — это спонсорство, когда спонсор — а бывает, что их несколько, как для B2B издания — делает все бесплатно... но первые пять секунд. Есть модель сурового paywall: есть статья, на ней — замочек, не заплатишь — не прочтешь. И между этими основными моделями есть порядка дюжины градаций: кто платит, сколько платит, как часто платит, сразу ли платит, или по чуть-чуть и так далее.

Практически для любого продукта можно придумать модель, которая будет более-менее продаваемой. Раньше, работая много лет в «Ведомостях», я стоял на позиции, что должен быть суперкачественный продукт, который востребован профессиональными участниками, что предоставлять нужно уникальную информацию. Но оказалось, что есть вариант — просто выйти с подпиской, к примеру, как сделал телеканал «Дождь», и сказать: «Поддержите свободную прессу». И тебе накидают денег.

— Да, можно сравнить с Guardian, которая контент предоставляет бесплатно, но говорит: «Скиньтесь, сколько не жалко». И собирает немалые суммы.

— Большое спасибо надо сказать компании Apple, потому что они создали рынок, приучили людей к микроплатежам, создали привычку к периодическим платежам. Людям теперь несложно платить по 500 рублей в месяц, потому что они уже раньше делали так и понимают, что здесь подвоха нет.

Миллион кейсов появляется, где можно брать деньги. Можно создать любой продукт, есть стартапы — недавно был прекрасный кейс про девушку, которая простым языком пересказывала новости. Ей не нужен сайт, она просто выпускает рассылку а-ля вечерняя Meduza. Многие, наверно, даже платят за нее.

В России с этим пока хуже: и рынок недостаточно развит, и нет сильных крупных брендов, к которым люди действительно лояльны. Ведь обыватель не видит разницы, к примеру, между Lenta.ru и газетой «РБК».

В мире, где нет оригинальных материалов, тяжело что-то продавать. А особой эксклюзивности сейчас нет. Раньше возьмешь любую газету — «Коммерсантъ», «Ведомости», «Известия» — а там два-три эксклюзива на номер, причем это действительно эксклюзив, а не просто какой-то пресс-релиз, который тебе заранее слили. Раньше было два-три таких материала на номер, а сейчас два-три в неделю — и это уже победа.

Если говорить о модели, то интересна «революция» в африканских странах — ребята перешагнули через интернет сразу в мобильный интернет. Или наша ситуация: многие переступили этап, когда долго приучаешься к одному бренду, к примеру начиная с 90-х ходишь-ходишь в один бренд, а потом появляется социальная сеть — и ты запросто оттуда получаешь информацию, и тебе вообще не важно, откуда она пришла: из «Известий», «Комсомольской правды», «Коммерсанта», «Ведомостей»...

 

Мне нравится: