Энциклопедия:
Настоящее
Анатолий Рожков
Медиапроекты Mail.Ru Group
Мне нравится:

— Что ты думаешь про текущую ситуацию в медиацехе?

— Cитуация интересная. Медиарынок нравится мне тем, что всегда наполнен событиями. То мы готовим универсальных журналистов, то конвергентные редакции, то делаем мобильные версии, то адаптируем под них контент, то говорим о новых способах монетизации и дистрибуции, о привлечении аудитории, вообще, об изменении СМИ как таковых. То есть все время что-то происходит — постоянно надо куда-то бежать и что-то делать, чтобы успеть. Отчасти это хаос, но вполне управляемый. Мы всегда вполне отчетливо понимаем, куда и зачем движемся.

Я не могу назвать эту ситуацию кризисной. Она рядовая. Хотя бы потому, что вопрос монетизации медиа всегда стоял достаточно остро. Но это очень интересное время в любом случае. Как и три года назад, и шесть-девять лет назад.

— Но согласись, что сейчас есть турбулентность. Это временно, мы выйдем из этой зоны?

— Мое мнение, что этой турбулентностью мы были преисполнены всегда. Никогда не было спокойно. Наверно, самый спокойный период у СМИ был лет 20–30 назад, когда выходила зарегламентированная печатная пресса, одобренная партией и правительством. Люди делали свою работу, учились классической журналистике, знали, что их ждет, когда они закончат университет, когда придут в газету и что им предстоит делать до пенсии.
К тому, что происходит с медиа в последнее время, к меняющейся реальности приходится адаптироваться постоянно, что мы успешно много лет и делаем. Все в разной степени пробуют разные модели, пытаются их монетизировать, дистрибутировать контент.

— И пытаются применять разные методы работы для разных редакций?

— Абсолютно так. Разные методы, разные редакции, разные подходы. Мы успели попробовать множество вариантов, потому что медиапроекты Mail. Ru разнообразные и тематики разные, площадок сразу несколько — это большое поле для экспериментов. При этом мы можем создавать похожие или равные условия, проводить А/Б-тестирование — аудитория почти 80 млн человек в месяц, что дает возможность получить репрезентативные результаты и делать правильные выводы, куда все-таки двигаться.

— Может быть, большая аудитория и большой охват говорят о том, что можно чувствовать себя уверенно и не бросаться в эксперименты?

— Нужно развенчать некоторые мифы. В частности, по поводу того что медиапроекты Mail.Ru — это портальные истории, у нас достаточно аудитории, и что ни делай и какого качества контент ни выпускай, все равно все получится.

На самом деле это, конечно, не так. Мы изначально вовсе не были медийными продуктами. Я пришел в компанию достаточно давно — на позицию руководителя проекта Авто Mail.Ru. Тогда о создании классического медиаиздания даже речи не шло. Была площадка, которая агрегировала чужой контент, но мы даже не могли его на нашей площадке посмотреть.

Был некий набор сопутствующих автомобилистам сервисов. И задача состояла в том, чтобы сделать просто популярный автомобильный ресурс. Мне практически сразу было понятно, что это проще сделать через новости. И именно тогда появился первый сотрудник, который, кстати, до сих пор с нами — Денис Смольянов, главный редактор проекта Авто Mail.Ru. У него не было профильного журналистского образования — если не ошибаюсь, по специальности он детский психолог, — но он очень любил автомобильный рынок и качественные писал новости. Мы отказались от агрегации, которая не позволяла потреблять контент на сайте. И стали делать новости, поскольку это простой способ привести аудиторию.

Нужно было создать целый набор сервисов для того, чтобы автомобилист мог найти информацию здесь и сейчас. То есть эта история вообще была не про медиа, а про классику — тематическую вертикаль с полным набором сопутствующих сервисов и контента. Но ситуация стала стремительно развиваться. За первым редактором последовал второй, третий и т. д.

При этом я всегда знал, что мы не издательский бизнес. Мы — communication, наша стратегия — общение, развлечение. Программист сегодня может делать «Авто», завтра — почту. Это — ресурс, который легко трансформируется в рамках компании. А что потом будет делать журналист, специализирующийся на тематике автомобильных новостей? Что с ним делать дальше? Не очень понятно.

Мы создали фактически десять проектов, из них у восьми — полноценные редакции. Надо сказать, что у нас крайне ограниченный штат. То есть мы с большим удивлением всегда читаем, что запустился очередной модный портал, где в редакции работает 40 человек. Мне кажется, у нас на всех восьми проектах столько офисного редакционного состава работает.

— И все-таки как делать бизнес?

— Нужно делать лидеров рынка и их успешно монетизировать. Мы никогда не отталкивались от красивой идеи: давайте создадим какой-нибудь интересный очень нишевый медиапроект. И там будет своя особенность, люди будут общаться, будет весело и задорно.
Нет, идея всегда была прагматичная. Нужно выстраивать вертикаль с понятным способом ее монетизации. Какой рекламной ни была бы модель, прежде всего, должен быть четкий спрос на тематику, на определенные аудиторные показатели, потому что нам важно растить лидеров рынка.
То есть всегда был четкий расчет на то, как делать медиа успешным с точки зрения денег. Поэтому мы имеем не классические медиа, а медийные сервисные проекты, которые просто умеют зарабатывать деньги.

— Расскажи о бизнес-модели.

— Всегда нужно исходить из цели бизнеса. Есть два подхода. Первый: стремиться заработать, что-то делать в той или иной нише, чтобы получить больше денег или взять часть «пирога», который уже есть на рынке. И второй: просто делать хорошие проекты и пытаться их монетизировать, то есть привлечь свою аудиторию, которая будет на тебя ходить, тебя читать и всем рассказывать, какой ты интересный.
Но часто бывает, что очень хорошие СМИ, точнее, интересные тематические медиа, априори непригодны для финансовой монетизации.
Нам важно обеспечить максимально дешевое производство контента и максимально большой аудитории его продать. Соответственно, делая контент и не получая за это ни трафик, ни адекватных денег со стороны площадок — мы не считаем такую историю привлекательной.

 

Мне нравится: