Энциклопедия:
Журналист
Всеволод Пуля
RBTH и Mediatoolbox
Мне нравится:

— Есть ли в роботизированном будущем место для журналиста?

— У журналистики остались компетенции, которых нет у других структур. Во-первых, storytelling, умение рассказывать истории. Такие компетенции важны для пиара, корпоративной журналистики. И во-вторых, ответственность за верификацию информации. Это единственное, что еще скрепляет медиа как институт.

Журналистика — это вирус, которым может заразиться каждый. Им болеют компании, блогеры, сантехники. Журналистика — это талант и умение рассказать историю.

— Какими качествами необходимо обладать журналисту, чтобы ты его нанял? Какие качества ты как преподаватель должен ему для этого привить?

— Я говорю студентам: «Ребята, начинайте строить свою аудиторию. Человек — это медиа. Надо еще в школе, еще в детском саду начинать вокруг себя собирать людей. Придумайте какую-то тему. Можно, конечно, рассказывать просто о своей жизни, но так вы соберете только друзей и знакомых. Придумайте тему, по которой вы будете высказываться, — затем начинайте выходить за рамки рассказов только о своей жизни. Заведите отдельный аккаунт. Оставьте один для мамы и папы, второй — для построения аудитории».

То есть человек должен прийти и сказать не «Я выпускник журфака», а «Привет! У меня 10 тысяч подписчиков, и они могут стать твоими, потому что я буду распространять не только тексты, которые пишу для тебя, но и другие тексты, которые выходят на этой платформе». Это, наверное, сейчас главное качество. Должны приходить пастухи с отарой благодарных читателей.

Всем надо учиться программировать, потому что мы видим, что самыми успешными в какой-то отрасли становятся компании, которые превратились в IT-компанию.

У журналистов есть два пути. Первый: овладеть уникальным набором навыков, когда журналист, например, еще и программист. Он приходит к тебе и говорит: «Я сейчас сделаю клевую игру». Ты говоришь: «Хорошо, ты напишешь ТЗ для игры, а кто будет программировать?». А он: «Я знаю Ruby on Rails. Я сам тебе напишу». Ты думаешь: «Ох, как хорошо! Ценный человек».

Второй путь — быть суперхаризматичным, просто брать своей харизмой. Лидеры мнений, которые раскрутились за счет харизмы.

— Есть вопрос медиаграмотности. Она падает? Развивать ее — задача для журналистов?

— Не с чего падать. Она не развилась просто. Думаю, ее нужно преподавать в школах. Просто критическое мышление, проверка источников, факт-чекинг.

Да, журналист должен обеспечивать факт-чекинг. Вроде того, что все водители не должны нарушать правила дорожного движения. Ты ребенку говоришь: «Водители соблюдают ПДД, иди погуляй». Он выходит и... Так же ты говорить: «Все СМИ должны верифицировать информацию. Иди почитай СМИ, посмотри разные каналы».

Я думаю, нужно готовить людей к этому миру, особенно сейчас, когда дети получают новости из соцсетей, мессенджеров, и вообще, непонятно как, в виде мемов и гифок. И это, кстати, большая задача для издателей по всему миру — как привлечь детей к чтению новостей.

— Здесь я возражу. Мне кажется, что такой момент как раз заканчивается. В ближайшие три года я жду великий гуманитарный реванш.

— Я думаю, что одно другому не противоречит. Конечно, все упрощается. В рамках Instant Articles у тебя жестко задана верстка, а в Telegraph — поля и все остальное. Просто ставишь блок текста, фотку.

Если мы говорим про автоматизированное СМИ, часть этого автоматизированного СМИ должны писать программисты с пониманием медиа, со знанием того, как аудитория это читает, как это будет туда поступать. Потому что, может быть, через 10 лет нейросеть напишет другую нейросеть. Но пока мы сами пишем нейросети и задаем алгоритмы. Это же не Facebook. Я надеюсь, там еще нет искусственного интеллекта, который этот алгоритм перерабатывает. Пока его создают люди, и, чтобы в алгоритмах не было проблем, нужен человеческий контроль и делать это должны не просто программисты, а программисты-гуманитарии.

Еще один тренд. Потребуется какое-то регулирование этики в робожурналистике. Последние пять лет говорят про этику робомашин, когда ей будет нужно решить, убить водителя или убить пешехода. Уже есть нейросеть, которая оценивает кандидатов при приеме на работу. Еще и прогнозирует, какими они будут через 5 лет.

Думаю, что вместе с законами робототехники будет нужно вводить и набор правил, пока мы еще не прошли эту точку сингулярности, когда уже не будем за всем поспевать. Чтобы мы успели записать в какие-то рамки этих роботов, которые будут описывать нас, рассказывать про нас, пичкать нас контентом, анализировать наш отклик на этот контент и делать его еще лучше.

Пока мы еще помним запах газет.

 

Мне нравится: