Энциклопедия:
Форматы
Алексей Пономарь
Lifehacker.ru
Мне нравится:

— Как вам удается делать востребованный, любимый людьми контент? В чем секрет? Как правильно строить текст, какие форматы предпочитать? Как все это должно быть устроено, чтобы быть вовлекающим?

— Я, наверное, последний человек, к которому можно прийти с этим вопросом... В моей команде мало профессиональных журналистов. Мы всегда старались многие вещи делать на таланте, ощущениях и интуиции. Есть какие-то базовые принципы. Но то, как мы пишем сейчас, как писали вчера и будем писать завтра, — вообще три разные истории.

Идет непрерывный тюнинг, непрерывный анализ — что, кто и как пишет. Подход индивидуальный: этот — молодец, не трогаем, этого учим делать вот такие вещи, а этого учим, к примеру, копаться в источниках. Это очень тонкий процесс. В нашем случае не индустрия, не поток и не конвейер. Совет только один — читайте то, о чем вы пишете.

При анализе, что хорошо написано, а что плохо, мы смотрим не только на цифры. Есть здравый смысл, есть понимание, что такое красивый текст, а что некрасивый. Когда врезка нужна, а когда лишена смысла и только отвлекает внимание. Есть понимание, когда нужно написать два абзаца текста, а когда вставить картинку или видеоролик.

Мы пробовали это понимание как-то формализовать. Получился большой талмуд, куда сложено все — и инструкция по админке, и инструкция как писать, и инструкция, что в заголовки вставлять... Основы редполитики. Когда мы ее сделали, стало попроще. По крайней мере, каждый раз не надо учить человека заново, а можно просто сказать: смотри пункт такой-то. Но многое в эту инструкцию не вписывается — вот тогда и нужна интуиция.

— В чем ваша миссия? Развлекать, информировать, рассказывать о сложных вещах простым языком?

— Миссию мы сформулировали так: Lifehacker должен стать местом, куда человек приходит, получает какое-то новое знание, какой-то инсайд, пользу — и уходит чуть-чуть изменившись, с каким-то пониманием, что можно что-то сделать лучше, иначе, проще. Может быть, даже сложнее и дороже, но все равно: в конечном итоге это должно приводить его к действию.

Проблема в том, что все мы — очень несчастливые люди. Жизнь сложная штука. И если говорить про нишу, которую наше медиа занимает, — это все, что относится к нашей повседневной жизни, к нашим устремлениям, все, что может сделать человека счастливым, а его жизнь — проще.

Часто приходится говорить о том, что простые лайфхаки закончились. То есть все простое, что можно было рассказать, мы уже рассказали. Мы не пытаемся вылечить человека от повседневных страданий, мы предлагаем способ. Не факт, что ему поможет, но кому-то поможет точно.

Есть большая проблема: людям, которые читают нас очень долго, надоедает, что мы говорим об одном и том же. А по-другому не получается. Человеку надо говорить разными словами об одном и том же. И да, кому-то не помогает. Но вокруг миллионы людей. Для них это работает.

Новости на самом деле не цепляют. Люди приходят для того, чтобы почитать новости, но назавтра, через неделю от них не остается осадка — ни эмоционального, никакого. А когда вокруг все плохо, они только повышают уровень тревожности. Хотя, давая новости об авиакатастрофах, можно рассказать, что это вовсе не значит, что не надо никогда больше в жизни летать на самолетах.

— Вы экспериментируете с форматами?

— О да, бесконечно. Мы начали работать с видео пару лет назад. Пока не могу сказать, что добились там больших успехов. Но понимаем, что нам есть куда идти.

Все идет к тому, что видео все будут смотреть еще больше, и нужно, наверное, занимать какую-то долю в этом общем пироге. Возьмем новость о том, что Facebook делает отдельное видеоприложение для телевизоров. Начинается конкуренция больших игроков на рынке видео, и им всем нужен будет контент.

У этого, кстати, есть большие плюсы и минусы. Дорого, да. Но не дороже денег. Любая история на самом деле может окупаться. Просто нужно сразу думать о том, что будет, если придет рекламодатель и скажет: «Я хочу так же, только для себя». И в этом нет ничего плохого, потому что рекламодатель пришел к тебе как специалисту со своей проблемой, чтобы ты помог, рассказал о нем своей аудитории. Каким образом ты будешь это делать — зависит от тебя.

Что касается остальных форматов, мы постоянно пробуем какие-то штуки. В свое время был большой эксперимент с попыткой использовать Twitter, потом мы его закрыли, потому что поняли, что Twitter уже «все». Но это было интересно. Есть игровые механики — тесты, которые существуют уже несколько лет, это уже сформировавшийся формат. У него очень высокая вовлеченность, и если вы их еще не делаете, то начинайте скорее.

Мы видим, что идет большая трансформация всех механик. Одни технологии остались в прошлом, другие мутируют во что-то кроссплатформенное. Что касается мессенджеров и социальных сетей — сейчас они не могут предложить полный набор инструментов.

 

Мне нравится: