Энциклопедия:
Настоящее
Алексей Пономарь
Lifehacker.ru
Мне нравится:

— Lifehacker — успешное и состоявшееся медиа, 10 лет — это серьезный срок для нашей молодой индустрии. Вы умеете делать медиа. Поделись рецептом, как делать успешное медиа.

— Главный секрет в том, что мы очень много работаем. И очень-очень много думаем над тем, что мы пишем, для кого и как. То есть все время задаемся вопросом: почему человек будет это читать? Сначала мы писали о том, что интересно нам. А потом уже пришла аудитория и стала демонстрировать на цифрах, на комментариях и лайках, о чем хочет читать, что ее действительно интересует.

Мы четко понимаем, что есть вещи, на которые мы никогда не сможем замахнуться — писать о политике, например. Но во всем остальном... Как-то мы с главредом Славой Баранским разделили на две части слово Lifehacker и сказали: «Мы постоянно пишем про всякие гаджеты, про технологию, веб-сервисы. Это здорово. Но жизнь гораздо сложнее, и у людей больше проблем, чем узнать, какое очередное приложение скачать. Давайте попробуем уходить именно в жизнь».

И оказалось, что это — безумно работающая тема. С тех пор мы постоянно растем, и во многом потому, что непрерывно экспериментируем. Но иногда бывает очень больно и неприятно.

Иногда ведешь себя как собака, которая все время бегает за машинами, просто потому, что их много проезжает мимо. Новая тема появилась, и мы сразу кидаемся на нее, пробуем копать — вдруг это то, что нужно.

Случаются моменты, когда видишь, что не зря все делал. Приходит обратная связь, проект начинает расти. Люди благодарят за то, что мы нечто важное написали. Или ругать, показывая, что им в принципе не безразлично. Я искренне убежден, что проблема комментаторства на Руси заключается в том, что все довольные молчат. Выступают только недовольные. В магазинах приложений, особенно в Google Play, или у нас на сайте, или в социальных сетя громче звучат отзывы тех, кому что-то не нравится.

Мы стараемся идти от аудитории. Порой чуть-чуть забегаем вперед. Допустим, лезем в какие-то некомфортные темы, просто потому, что очень важно давать разные точки зрения. Идти против общей волны можно по-разному: иногда нужно делать это в форме иронии, иногда в форме какого-то вдохновляющего потока.

Для примера. Несколько лет назад Lifehacker одним из первых для новичков начал писать про бег. Наш главред поставил себе цель за полгода подготовиться к половине Runman. И подготовился, правда, получил травму. И это тоже был опыт, который он искренне описал. Оказалось, мы действительно создали много контента, и совместно с одним спортивным брендом впоследствии открыли беговой раздел, который с каждым годом дает все больше трафика. Люди начинают приходить где-то в марте, в ноябре трафик падает — то есть, пока длится беговой сезон, все, кто задумывается о том, чтобы бегать, так или иначе попадают к нам. Мы — первый из массовых источников, кто стал писать о беге на уровне обычного человека: купи такие ботинки, надень такую форму, ногу ставь вот так, делай это столько-то раз в неделю...

— Не опасно ли постоянно идти за читателем?

— Как говорил Стив Джобс, бежать надо не туда, где сейчас шайба, а туда, где она окажется. Мы смотрим на то, как эта шайба движется, пытаемся прибежать туда, где она может оказаться.

— Как вы ищете тренд? Умозрительно, пытаетесь нащупать пульс? Вбрасываете материал и смотрите на реакцию аудитории?

Может быть по-разному. В свое время мы не могли и подумать, что будем писать про секс — пока не попробовали. И выяснили путем последовательных итераций, как надо делать, а как не надо. Потому что лучше всего учиться на ошибках.

Есть редакция, и у нее общая аура: идет непрерывный поиск. Коллективный разум настроен на волну поиска того, что может в обозримом будущем выстрелить.

— Какой параметр подсказывает, что вы молодцы? Трафик, шары, лайки, время вовлеченности, злобные комментарии...

Мы поняли, что есть две, скажем, религии, о которых точно надо писать и никогда от них не отказываться. Это беспроигрышные темы. Написали статью, условно говоря, «iPhone против Android». А к ней — эпическое полотнище в комментариях, где виноваты все: одна сторона, другая, мы, вселенная...

Бывает, история начинает работать не сразу, у нее — отложенный эффект. Ты выпустил текст — и ничего не происходит. Но потом что-то случается, что заставляет читателей вернуться к этой теме, и текст становится популярным. Надо посмотреть, почему вдруг, что случилось: это сезонность, или, может, какое-то событие?

Помню, летом, в довольно спокойный период, у нас вдруг стала популярна статья про один из мессенджеров. Мы не могли понять, что происходит. Оказалось, по телевидению шла реклама, и люди стали искать подробности.

— Вы анализируете входящий поисковый трафик и запросы?

— Я скажу честно. Мы большие маньяки, сидим на игле реал-таймового счетчика в Google Analytics. Смотрим, что, где и как происходит, почему такие всплески. Пытаемся понять причину и сразу же принять решение, чтобы ситуацию как-то улучшить. Такая работа занимает у нас примерно 16–20 часов в сутки. Плюс, у нас есть продукт для анализа редакционных метрик. Но там мы пока только экспериментируем, только пробуем.

Мы стараемся мерять все, потому что никогда не знаешь, какие показатели могут понадобиться. То есть, с одной стороны, можно смотреть на суперпопулярную статью, на которую льется море трафика, но, например, упускать тот факт, что эта страница у пользователя грузится очень долго, и он ее, допустим, дочитывает, но совершенно не хочет идти дальше. Или не доскролливает до какого-то интересного места.

И то же самое с лайками. Это все неразделимые вещи. Атрибуты статьи, которую надо комплексно анализировать.

Есть история, про которую мы долгое время не рассказывали, даже немного ее стеснялись. Еще на заре моей карьеры, где-то в 2010-м или 2011 году, мы придумали собственную систему учета для авторов, где премиальная часть гонорара зависела от лайков. Каждый лайк и комментарий имел определенную ценность, и это мотивировало авторов. Те, кто научился ловить тренды, стали богатыми и работать стали, как никто.

Или пример, когда мы первыми написали статью про покемонов, как в них играть. И статья за полтора месяца принесла нам полтора миллиона просмотров, стала одной из самых популярных за год — вошла в топ-10. А ведь когда автор пришел утверждать эту статью, я очень сомневался, пускать ее или нет. И тогда мы поняли, что надо авторам доверять, они отлично разбираются в теме и могут сами ловить тренд. И очень круто, когда ты понимаешь, что команда работает лучше тебя.

 

Мне нравится: