Энциклопедия:
Деньги
Евгений Паперный
Здоровье и Дети Mail.Ru
Мне нравится:

— Как медиа будут зарабатывать в ближайшие 3–5 лет?

— Кроме существующей палитры — нативка, медийка, контекст — будут еще краудфандинг и СМИ по алгоритму крепостного театра. То есть домашние СМИ организаций. Что вообще абсолютно не значит, что это плохо. Крепостной театр — важный этап в развитии российского театрального искусства, и в Европе опера эпохи Барокко выросла из придворного искусства. Сейчас «Лаборатория Касперского» набрала огромное количество серьезных журналистов и считает для себя возможным тратить деньги на СМИ, которое не является непосредственно каналом продажи — хотя и им, конечно, тоже.

Из нового здесь, наверное, краудфандинг.

— На что будем скидываться — на медиа или на отдельное расследование, которое ты будешь вести два месяца, а потом расскажешь, что таблетка от гриппа — миф?

— Я против того, чтобы противопоставлять. Каждый пишущий человек — сам себе медиа. В этом смысле каждое хорошее СМИ становится слегка коворкингом: это пространство, в котором работают самостоятельные люди. Помните, когда Азар ушел из «Медузы», в комментах писали: не надо никуда приходить, пили свое.

Пока это еще геморрой, но со временем будет проще и проще. И, соответственно, коллаборативные медиапродукты... Не то, чтобы возникнут — попыток уже много было. До сих пор есть какие-то левацкие полуидеологические западные медиа с Wiki-инструментарием, которые формируют этот хор голосов.

При этом весь этот краудфандинг — все это детский лепет. Все это для милых, чудесных и немного лишних в нашей жизни лилий, бабочек и виньеток. Реально, на практике — я не думаю, что медийка окончательно умрет. У медийной рекламы были большие проблемы, связанные с некачественными метриками. Например, реальные просмотры для баннеров считались не вполне корректно и так далее. Недавно была новость о том, что P&G объявляет всемирную программу по приведению в порядок своей интернет-рекламы. Когда эти процедуры пройдут, думаю, будет небольшой отскок.

Часть воплей про то, что медийка умерла, связана с людьми, которые хотят продвинуть нативку. Здесь истина немного посередине. Native advertising, все established формы рекламы в ближайшие два года... Я надеюсь, что рекламные агентства осознают, что это такое, и перестанут думать, что это — рекламная статья.

То есть мы настроимся в норму. И большим плюсом будут корпоративные СМИ. Ничего плохого, если Google вдруг откроет СМИ про экологию. Примером тому являются инвестиции Цукерберга в инфраструктуру научного знания. Я с необычайной легкостью представляю, что дальше СМИ, находящиеся на грани науки и медиа, как Nature или New Scientist, получат некоторое спонсорское финансирование — и у них все станет хорошо.

— По сути, это новый уровень нативки. Google приходит и говорит National Geographic: «Мы теперь будем вам платить. Просто теперь вы называетесь Google Geographic — но, ребята, вы делайте то, что считаете правильным».

— При этом не надо выпучивать глаза и думать, что это что-то невероятное. Потому что когда у тебя чемпионат страны по хоккею называется «Кубок «Комсомольской правды» или «Кубок «Газпрома»...

— Что по поводу подписки? Ты ее не вспомнил.

— Подписка — это краудфандинг.

— То есть краудфандинг можно декомпозировать на части: подписная модель, модель «скинемся деньгами Азару, он напишет нам крутое расследование» и модель «мы скинемся деньгами на медиа» — что, в общем-то, наверное, подписка.

— Деньгами можно скидываться до или после, в благодарность. Это небольшая разница.

— Как насчет монетизации посредством сервисов, как в случае со «Здоровьем Mail.Ru», например?

— Это запрещенный прием, потому что, фактически, это частный случай корпоративного СМИ, некий медиапридаток к engine, который зарабатывает деньги. Это может быть лаборатория Касперского, у которой есть небольшое СМИ, или скажем, маленький свечной заводик, который продает лекарства. И вот эта аптека на свои деньги еще публикует листок. Здесь просто вопрос соотношения масштабов. Категориально это одно и то же.

Все равно это значит, что принятие решений находится на стороне money making machine, и тот человек, который администрирует money making machine либо соглашается финансировать это мероприятие, потому что считает его стратегически нужным, или потому, что ему это нравится, или еще почему-то — либо отказывается.

— А когда медиа пишет о здоровье, а потом задумывается, почему бы не переработать в каталог эту базу статей или сделать сервис по записи к доктору — ты в это не очень веришь?

— Мы знаем, что в структуре доходов газеты «Коммерсантъ» значимой частью является Kartoteka.ru — публикация сведений о банкротствах и так далее. Это приблизительно то же самое.

 

Мне нравится: