Энциклопедия:
Настоящее
Макс Корнев
Медиаэксперт
Мне нравится:

— Какова ситуация на медиарынке?

— Ситуация выглядит хаотично: какое-то движение, какие-то потоки, но нет общей картины.

Я вижу две тенденции. С одной стороны есть информационный перегруз, с другой — недостаток качественного контента. А между этим — несчастная аудитория. Мне кажется, читатели уже устали от разных форматов: новые медиа, старые медиа, каналы и все в таком духе. Поэтому сейчас стратегически правильно работать с людьми, во-первых, более точечно, во-вторых — с четким пониманием, чего они хотят и что им надо.

Но в этом хаосе все равно есть какие-то закономерности. Кто их найдет — тот и победитель.

Медиа идут в сторону специализации и создания вокруг себя сообществ, комьюнити, групп. А general interest медиа стремятся стать супермаркетами, мегамоллами, наподобие Mail.ru или Яндекс. Как в «Ашане», куда ты пришел и купил все, что нужно на каждый день — а за чем-то особенным уже пойдешь в булочную около дома, к любимому парикмахеру и так далее.

Разрыв между медиа постоянно увеличивается. Мы идем курсом специализации и генерализации, но генерализация должна быть умной — чтобы выступать фильтром, а не «валить все со всех сторон». В тех медиа, что посередине — в гибридах — будет происходить самое интересное.

— Маршалл Маклюэн писал, что медиа — это сообщение. Теперь мы говорим о том, что медиа — это общение. Ты сказал, что нишевые медиа будут создавать вокруг себя сообщества. Это общение. К примеру, TJournal — это клуб, это сообщество.

— Да, клуб, и в конечном счете — подписка. И от этого никуда не уйти. Либо даешь человеку хороший контент и говоришь: «Друг, вот тебе хороший контент. Я тебя не обманываю. Ты мой заказчик». Либо продаешь его маркетологам, и уже они обрабатывают пользователя.

Но качественного контента не то, что мало — он просто тонет в потоках контента некачественного. Не хочу никого обидеть. Есть замечательные авторы, и медиа, и автономные авторы, можно называть их блогерами. Но только путь к ним не всегда очевиден. Можно по дороге потерять направление.

Вот, к примеру, родился Griffon.media... и умер Griffon.media. Неплохое издание, но у них не сложилось с монетизацией. Они изначально сказали: «Трафик — не наше. Мы работаем в качественной журналистике». Но как сейчас человека подтолкнуть к подписке? Может быть, года через три...

— Ты редакционный директор «Журналиста». Расскажи об этом уникальном опыте. Как ты меняешь печатное издание, которое было достаточно унылым?

— «Журналист» — очень старый журнал, это самое старое профессиональное издание, которое издается с 1914 года. Он проходил несколько этапов, в том числе обновление.

Конечно, в какой-то момент аудитория вместе с журналом пришла к порогу возраста или к определенному набору тем. А тут сделали новый сайт и включили paywall — и получилась не совсем корректная история, когда люди не понимали, за что им платить и вообще зачем.

Сейчас мы от этого отказались. У нас digital first, никакого paywall. Более того, бумажную подписку трансформируем в клуб — в то самое сообщество. То есть человек платит как за бумажную подписку, но при этом он сразу попадает в закрытую часть сайта. Пока она открыта, мы нарабатываем опыт, тестируем. Даем возможность подключиться к скидкам партнеров — работает скидочно-партнерская система. Есть доступ к мероприятиям, приглашениям и опять же скидкам, если они платные. Мне кажется, важно дать людям ощущение, что они живут в неком сообществе.

Еще одна сложная задача — новый контент, новые авторы, новые форматы. И моя текущая задача — больше как раз продюсерская: привлечь интересных авторов, найти интересные идеи и форматы.

Сейчас мы по-разному выстраиваем отношения. С кем-то получается, с кем-то не очень. Это непростой путь, но он необходим, и мы, естественно, придем к тому, что у нас выстроится какая-то конфигурация. Нам нравится динамика. Но пока не хватает сил и ресурсов — нужны и сайт, и клуб, и мероприятия, и образовательные программы.

Что важного мы сделали? Разложили медиагруппу «Журналиста» на 5 направлений. Получилась некая продуктовая линейка: журнал, сайт плюс соцсети, дистрибуция цифровая, дистрибуция бумажная. Клуб «Журналиста» может быть даже объединяющей идеей. Это образовательный модуль, офлайновые мероприятия, которые делает «Золотой фонд прессы», «Деловой форум журналиста».

У нас много переводных материалов. За смысловую и образовательную переводную часть отвечает Камилла Нигматуллина, редактор рубрики «Образование». Сейчас популярен такой формат: не просто перевод, а дайджест с объяснением, как это работает для нашего редактора.

Но и тут ловушка, поскольку, чтобы говорить о нуждах регионального редактора, надо с ним постоянно контактировать. Мы сейчас налаживаем эту двустороннюю связь. Остро не хватает понимания, что происходит в головах людей в регионах. Статистика есть, но мы не знаем, что люди при этом думают.

Скажу честно, накапливается определенное выгорание, поэтому я всегда стараюсь искать новые источники вдохновения и подпитываться новыми идеями, знакомствами.

 

Мне нравится: