Энциклопедия:
Будущее
Надежда Егорова
Mediator.media
Мне нравится:

— Что произойдет в медиацехе через 3–5 лет?

— Я думаю, что за это время мы от концепции платформ перейдем к концепции экосистем. Все уже поняли, что есть десктопная версия и отдельно — мобильная версия сайта, и стали адаптировать свой контент под них. Стало понятно, что большой объем трафика и аудитории ушли в социальные сети, и надо как-то работать с аудиторией и там.

В дальнейшем, мне кажется, позиция бренда сохранится, но люди будут потреблять полноценный контент издания все больше через различные каналы. Поэтому контент будет адаптироваться под эти каналы, а медиа будут «разгонять» аудиторию внутри экосистемы.

При этом никто не откажется от рекламной модели, потому что она занимает существенную долю выручки. Хотя, согласно последним исследованиям Reuters, 45 % руководителей медиаизданий говорят о том, что существенную долю денег в структуре выручки будут занимать пользовательские платежи. Это не обязательно подписная модель, возможны и другие вариации.

Безусловно, медиа будут работать над тем, чтобы снизить потери трафика. Например, за счет рекомендательных систем. Пока все они не про читателя. Может быть, они лучше, чем рекомендации, сформированные редакцией вручную, но все равно рекомендательные системы нужно развивать. Мне кажется, в будущем они научатся оценивать внимание, учитывать редакционные метрики, и смогут достраивать сюжетную линию относительно того, что человек уже прочитал — и ему было интересно. Или в зависимости от соцдема, учитывая, что у пользователя есть определенный уровень знаний, он уже про это и это читал, а значит нет смысла в сотый раз предлагать ему материалы о ставке рефинансирования. Например, рекомендательные системы смогут предлагать читателю виджеты с материалами объяснительной журналистики, которые будут ему действительно полезны.

Было бы круто, если бы на основе редакционных метрик мы научились подстраивать материал не только под платформу, но и под конкретного читателя. Условно, статья для мальчиков — подлиннее, для девочек — покороче.

Проблема в том, что рекомендательные системы хорошо работают на большом объеме данных. Для крупных компаний — Mail.Ru, «Яндекс» и т.д. — они вполне подойдут. Но если говорить про небольшие издания, должно пройти время, чтобы накопились данные и рексистемы могли адекватно работать.

Структура редакции и, возможно, всего рынка меняется. У меня есть два прогноза. Первый: начнется жесткое сегментирование на контент-провайдеров и контент-производителей. Второй: внутри крупных изданий изменится логика работы. Пишется материал, затем при помощи технологических решений, например, нейронной сети материал адаптируется под различные каналы и дистрибутируется в Instagram, в Facebook, в мессенджеры.

Более того, издание будет монетизировать свое ядро не только внутри вебсайта, но и внутри своих групп, внутри каналов. Потому что если человек находится в этой системе, он не хочет оттуда выходить. Если я, условно читаю какой-то источник в Facebook, зачем мне оформлять подписку на него на сайте, если я могу оформить подписку прямо здесь, в Facebook, и на месте потреблять все то, что мне интересно.

Как мне кажется, каналы будут давать инструменты для подписки, и они позволят медиа монетизировать трафик внутри экосистемы. Сейчас многие думают о подписной модели в рамках сайта. Чтобы это сработало, надо весь трафик приводить на сайт. Но, с другой стороны, приходится очень жестко дистанцироваться от конкурентов, которые дают подобный контент бесплатно. У кого-то это получится, у кого-то — нет. Поэтому надо искать какие-то другие варианты. Если раньше читатель приходил к медиа, то сейчас медиа идет к читателю, и нужно искать возможности для монетизации внутри этих каналов. Причем не только онлайн, но и офлайн.

Сами метрики тоже поменяются. Чтобы продавать мультиканальную аудиторию, должна быть единая система метрик для всех экосистем. Раньше были просмотры. Сейчас их недостаточно. При этом показатели всех существующих каналов — социальных сетей, мессенджеров, самого сайта — разные. Кто-то меряет просмотрами, кто-то смотрит вовлечение, кто-то еще что-то смотрит. Продавать очень сложно. А в дальнейшем придется.

 

Мне нравится: